«Заводной апельсин»,
Театр наций


17-19 сентября

Маленькая сенсация в Театре наций. Сезон открывает агрессивный спектакль-перформанс Филиппа Григорьяна по культовому роману Энтони Берджесса о 15-летнем Алексе, для которого насилие — образ жизни. Сценическую версию написали «новодрамовец» Юрий Клавдиев (автор сценария к фильму Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» и сериалу «Школа»), критик и журналист Илья Кухаренко и... Google Translator. Главный художественный прием постановки — искажение текста, пропущенного через электронный переводчик. По словам самого Григорьяна, значение слов здесь отходит на второй план, а смыслы рождаются из визуальных, звуковых и пластических образов. Интригу будущей премьере добавляет актерский состав — на сцену выйдут Андрей Смоляков (отличный театральный актер, большинству знакомый по многочисленным кинообразам криминальных авторитетов) и эксцентричная прима «Электротеатра Станиславский» Елена Морозова. Учитывая, что в романе зло и насилие носят эстетический характер, а Григорьян ко всему прочему признанный мастер визуальных эффектов (все его спектакли — без пяти минут инсталляции), зрителя ждет интригующая «картинка». И заодно возможность ответить на вопрос, может ли искусство победить черные мысли.

«Симон Бокканегра» 

театра «Ла Скала» (Милан)
на сцене Большого театра,
в рамках фестиваля «Черешневый лес»


10, 13 и 16 сентября

Благодаря компании Bosco di Ciliegi в Москве пройдут гастроли главного итальянского театра. «Ла Скала» покажет малоизвестный российским театралам шедевр Верди. Сюжет вертится вокруг фигуры корсара, ставшего дожем, его нравственного облика и обретения мудрости. К финалу это миротворец, пытающийся примирить Геную с Венецией, а плебеев с патрициями. Редкий пример, когда Верди сосредоточился не на любовной интриге, а на классовом конфликте. Режиссер спектакля Федерико Тьецци сравнивает масштаб и значение «Симона Бокканегры» с шекспировскими «Гамлетом» и «Кориоланом». Судя по фотографиям, нас ждет грандиозная костюмно-историческая драма. На сцене — армии и флотилии. В заглавной партии — звездный баритон Лео Нуччи, еще десятилетия назад покоривший «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера», Париж и Зальцбург и демонстрирующий фантастическое вокальное долголетие.

«Гиганты горы»
,
Мастерская Петра Фоменко


26 сентября

Полина Агуреева возвращается из длительного декретного отпуска в родной театр. Первый спектакль после долгого перерыва — колдовские «Гиганты горы», первая российская инсценировка символистской новеллы Луиджи Пиранделло о цене, которую люди искусства платят за возможность быть собой. Трагическая история графини Илсе, решившей служить театру в компании неудачников, невероятно красива. Множество мизансцен — буквально «вживленные» в театральную ткань картины Пикассо «голубого периода». Артисты взмывают вверх на цирковых лонжах, разговаривают с зеркалами и ветром, меняют маски, а их платья о чем-то шепчутся между собой. Границы между выдумкой и реальностью смыты. Каждое движение, улыбка, поворот головы актеров в этом спектакле отточены до совершенства. А вложенный смысл строг и ясен: трагическая смерть главной героини — закономерный итог ее беззаветной веры в мечту и человека. Режиссеров у спектакля-сказки двое — худрук Евгений Каменькович и сама Полина.

«Повседневность.
Простые действия» 

в ММСИ, в рамках фестиваля «Территория»


14 сентября – 30 октября

Новый опус самого загадочного режиссера-минималиста Дмитрия Волкострелова перечеркивает все представления о границах театральных жанров. Это одновременно перформанс и выставка, посвященная бытовым привычкам и условностям, — завязыванию шнурков, например. Или мытью рук, открыванию двери ключом — всем самым простым ежедневным ритуалам. Зритель, по задумке режиссера, должен будет стать не просто пассивным наблюдателем, но экспонатом. На протяжении всего действия его будут снимать камеры наблюдения. Задача незамысловатого, на первый взгляд, действа — художественное осмысление реальности. А если довериться критикам — то еще и поиск нового театрального языка. Учитывая прошлые опыты Волкострелова на территории современного искусства (спектакль «Солдат» шел ровно 5 минут, проект «Я свободен» представлял собой демонстрацию слайдов и т. д.), от «Повседневности» также имеет смысл ждать интеллигентного эпатажа.

«Яркие люди»


Парк им. Горького
, 10 и 11 сентября

Грандиозное театральное шоу с участием лучших европейских уличных театров в этом году будет идти два дня. Российская компания Bright People и французский уличный театр Remue Ménage покажут первый совместный спектакль «Легенды ветра». Авторы обещают масштабное стильное шоу с драматургическим сюжетом. В главных «ролях» — гигантские воздушные скульптуры торнадо и солнце, достигающие в высоту три метра, и десять огромных звезд. Все элементы будут светиться в ночи — для их создания используется более двух тысяч метров гирлянд. Режиссер спектакля — Лоик Делакруа, успевший сделать карьеру в домах Hermès и Louis Vuitton. Помимо стильных «Легенд» зрители увидят белоснежный ретро-цирк с конструкциями пятиметровой высоты от Air Circus, спектакль на стыке моды, цирка и театра «Сон, который не снится» художницы Венеры Казаровой, постановку от культовых ребят Tall Brothers («Высокие братья»), сказочный снежный мир, который создаст Театр светового перформанса «Светлые лица». Ребята используют собственные технологические разработки, в числе которых программируемые микроконтроллеры, позволяющие управлять светодиодными костюмами, неоновыми элементами и пневмоконструкциями.

Текст Наталья Витвицкая