Возьмите за правило раз в месяц ходить на один спектакль. Какие именно обязательны к просмотру — в нашем обзоре.
«БОРИС ГОДУНОВ»
В этом году Международный фестиваль «Сезон Станиславского» открывает новый спектакль литовского мэтра Эймунтаса Някрошюса. Пушкинская трагедия про русскую Смуту в сегодняшнем политическом контексте звучит почти зловеще. Режиссер с репутацией гения не мог этого не заметить и преобразовал пушкинские строки в мрачную сценическую реальность.
В черном мире Годунова (на сцене царит мрак) свет сконцентрирован на огромной лестнице, ее ступени теряются где-то под колосниками. Юродивый отрывает крылья мухе, жужжание слышно через динамики. Звук напоминает гул шумной толпы, впереди у которой — война и кровь. В роли Годунова — один из лучших актеров Някрошюса Сильвиус Трепулис. Играет уставшего тирана, осознающего собственное преступление, но еще на что-то надеющегося.
Его ноги скользят по до блеска натертому полу, а перед тем, как сесть на трон, он практически падает. Самозванец (Мариус Репсис) — олицетворение тупой ярости и злобы, плоть от плоти народа, которым собирается руководить. Не зря самой сильной сценой в спектакле критики называют ту, в которой «чернь» волочит по полу ангела, ощипывает его, как курицу, а перьями набивает перины.
«МАКС БЛЭК, ИЛИ 62 СПОСОБА ПОДПЕРЕТЬ ГОЛОВУ РУКОЙ»
У поклонников радикального театра праздник: мировой хит немецкого композитора, инженера и режиссера Хайнера Гёббельса вошел в репертуар столичного «Электротеатра». Переносом (а фактически новой постановкой) занимался сам автор. На сцене — один-единственный герой, его речь — эффектный микс из фрагментов записных книжек великих мыслителей: Поля Валери, Макса Блэка, Георга Лихтенберга и Людвига Витгенштейна. По ходу действия он будет вызывать огонь прямо из воздуха, баловаться с электричеством, ставить эксперименты со звуком и запахами. Роли музыкальных инструментов исполнят различные механизмы.
Зрелище обещано грандиозное — пиротехнические эксперименты с драматическим посылом. Гёббельс так и сказал русской прессе: «Это спектакль о провале науки, которой никогда не достичь окончательных ответов». На сайте театра важное предупреждение: запах серы, который будет сопровождать экспериментальное действо, может вызвать аллергическую реакцию.
«ТРИ СЕСТРЫ»
Главная интрига фестиваля «Территория» — спектакль Тимофея Кулябина по чеховским «Трем сестрам». Имя молодого режиссера театралам хорошо знакомо (его «Онегин» в 2014 году получил спецпремию «Золотой маски»). Остальных «просветил» скандал вокруг оперы «Тангейзер». Новую постановку вверенного Кулябину новосибирского театра «Красный факел» в столице ждут затаив дыхание. Обещан настоящий парад жанров: четыре действия чеховской пьесы разыграют как черную комедию, психологическую драму и триллер одновременно.
Хрестоматийный текст не прозвучит, вместо него будут субтитры на трех языках — французском, немецком и английском. Неожиданную концепцию Кулябин объясняет так: «Усложнив логику повествования, мы сдвигаем смыслы в чеховской пьесе». Время действия условно, на сцене — интерьер XX века и предметы эпохи Средневековья, в руках у героев мобильные телефоны. Словом, спектакля-сенсации ждать определенно стоит.
«БРАТЬЯ И СЕСТРЫ»
Эпическому спектаклю-фреске о русской деревне середины XX века («Братья и сестры» — обладатель Госпремии СССР, объездил все европейские страны, был показан в США и Японии) в прошлом сезоне исполнилось 30 лет. Премьеру второй редакции Лев Додин приурочил к большой дате. Текст четырех (!) романов Федора Абрамова об архангельском роде Пряслиных, строгие мизансцены, мрачноватая сценография — все осталось прежним.
Изменился актерский состав. Новые исполнители ролей Мишки Пряслина, Лизки, Петра Житова, Марьи Нетесовой, Варвары пока с предшественниками несравнимы. Но молодой пыл, образцово-показательное старание и гений Додина-педагога дают о себе знать. Деревенская жизнь до, во время и после войны оживает на сцене в документально достоверных подробностях. Хлебозаготовки, сенокос, вырубка леса, война, свадьбы, похороны. И неизбывная русская тоска по несбывшемуся и не сбывающемуся счастью в истерзанной стране.
«ТРИ МУШКЕТЕРА»
Еще одно название в копилку мхатовских блокбастеров («Идеальный муж» и «Карамазовы») от великого и ужасного Константина Богомолова. Главный враг противников радикальной режиссуры готовит спектакль-бомбу. Он покажет собственную версию романа Александра Дюма-отца про любовь, дружбу и подвески. Классического благолепия и костюмного зрелища ждать не стоит. Текст Богомолов полностью переписал, сохранив только сюжетную канву и главных героев. Отношениям Миледи и Атоса придумал предысторию.
Остальные подробности режиссер держит в строжайшей тайне, регулярно интригуя своих поклонников постами в соцсетях: «Выйдет хулиганский, веселый и, надеюсь, очень сложный и, глупое слово, “современный” — просто свободный спектакль». Жанр определен как «трэш-эпос о любви и смерти». В главных ролях заняты звезды мхатовской труппы: Сергей Чонишвили, Марина Зудина, Игорь Миркурбанов, Александр Семчев, Виктор Вержбицкий, Роза Хайруллина, Павел Табаков, Александра Ребенок. По слухам, роль королевы Анны Австрийской сыграет Ирина Мирошниченко.
ФОТО: АНДРЕЙ БЕЗУКЛАДНИКОВ (2), ФРОЛ ПОДЛЕСНЫЙ (3), К. БОГОМОЛОВ (5)
ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ