5 лучших спектаклей мая

Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в мае — в нашем традиционном обзоре.

«ТОПОЛЯ»

«МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО
»

«Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь». Приз за самую весеннюю премьеру определенно достается «Мастерской Петра Фоменко». В мае она показывает спектакль по крохотному рассказу Александра Вампилова о любви, которая из призрачного предчувствия превратилась в несбыточную мечту. Историю главной в жизни героя «невстречи» Владимир Топцов и Юрий Буторин дополнили отрывками из пьес, рассказов и дневников Вампилова, а также стихами Николая Рубцова. Томный воздух, ушедшее, но не забытое чувство, звонкие голоса 1960-х.

Из примет времени на сцене — бытовые мелочи вроде пива в бидоне или шахматной доски под мышкой. Плюс атмосфера старых фильмов с долгими разговорами в телефонной будке, самодеятельными концертами и танцами в парках. В театре уверяют, что действие спектакля происходит одновременно на сцене и на экране, артисты свободно перемещаются из одного пространства в другое. Как это будет выглядеть, пока непонятно, но интрига «советской новой волны» на театральных подмостках радует. Как и уверенность в том, что вкус «фоменок» на безупречно стильное ретро никуда не делся.

«МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ»

ТЕАТР ИМ. Е. ВАХТАНГОВА

Еще одна знаковая премьера под занавес сезона — спектакль румынского мэтра Сильвиу Пуркарете. Обладатель премии Питера Брука и еще кучи престижных театральных наград, режиссер перелицовывает классику так, что зритель едва успевает следить за буйством визуальных и звуковых метафор. Пуркарете не столько ставит свои спектакли, сколько рисует их сочными густыми красками. Если кровь, то рекой. Если огонь, то сцена пылает на самом деле. Если музыка, то оглушительная и прямо по нервам.

«Пир для глаз» режиссер собирается устроить и в вахтанговском театре. Мольеровскую комедию-балет о ворчливом старикашке Аргане он ставит под Сергея Маковецкого. Фарсово-бытовой сюжет будет щедро приправлен интермедиями, а актерские импровизации должны объединить традиции французского фарса с итальянской комедией масок. В Маковецком-актере сомневаться не приходится, так что восторженные зрительские ахи гарантированы.

«DREAMWORKS. МЕЧТАСБЫВАЕТСЯ»

МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА

Эту пьесу Иван Вырыпаев назвал постмодернистской конструкцией и лучшим из всего, что он написал. На самом деле все довольно привычно: это все тот же Вырыпаев с безупречной самоиронией, прославлением буддистской философии и попытками ответить на вопрос, что такое любовь и смерть. Ставит пьесу главный вырыпаевский режиссер Виктор Рыжаков (это в его версии были навсегда прославлены «Кислород», «Июль» и «Бытие № 2»). Он, в свою очередь, утверждает, что Dreamworks — «разговор о браке, рассказанный современным языком в стиле голливудских фильмов».

Другие безоговорочные плюсы — сценография, похожая на концептуальную инсталляцию, работы Алексея и Марии Трегубовых и актеры, приглашенные на главные роли. Главного редактора журнала «Наука и общество» сыграет Филипп Янковский, редактора женского журнала — Ирина Пегова, крупного бизнесмена — Виталий Кищенко, а его любовницу-модель — Паулина Андреева. Премьера состоится в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес».

REMOTE MOSCOW

RIMINI PROTOKOLL, МОСКВА

 

Одна из самых значимых театральных новаций года — номинированный на «Золотую маску» проект в жанре променад-спектакля. Его придумала швейцарско-немецкая команда Rimini Protokoll, осуществив в более чем 20 мегаполисах мира. В Москву идею привез продюсер Федор Елютин. Путешествие для 50 человек соединяет в себе элементы спектакля, экскурсии, компьютерной игры и квеста. События разворачиваются в реальности, где декорации — это улицы города, актеры — прохожие, а реквизит — элементы окружающей реальности. Зрители не сидят в креслах.

Следуя за синтезированным голосом в наушниках, они гуляют по Москве и иронизируют надо всем, что видят, убеждаясь в неприветливости столичного существования. В это время их вполне могут попросить поиграть в невидимый баскетбол, станцевать, поесть в трапезной монастыря или даже подумать о месте для будущей могилы. Будет страшно, странно и совершенно очаровательно. Пропускать действительно не стоит.

«ПАСТЕРНАК. СЕСТРА

МОЯ — ЖИЗНЬ»
«ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»

Поэтическая сенсация от «Гоголь-центра» — первый спектакль нового проекта под названием «Звезда». Пять режиссеров оставят пять спектаклей о судьбах и творчестве пяти великих русских поэтов. Пастернака доверили режиссеру Максиму Диденко — самому яркому авангардисту, адепту физического театра. Количество его проектов и ажитация вокруг них растут в геометрической прогрессии. Почти бессловесные «Идиот» в Театре наций и «Земля» в Александринке уже успели стать безоговорочными хитами, и весьма вероятно, что премьеру в «Гоголь-центре» ждет та же участь.

Пока же известно лишь то, что в основу спектакля легли стихи Пастернака из сборника «Когда разгуляется», письма и дневники поэта, биографические исследования, воспоминания отца. Сам Диденко таинственно замечает, что ставит историю любви, личной и общей трагедии и превращения накопленного человеческого опыта в искусство «через смену времен года». Художником выступает сценограф и модельер Галя Солодовникова (она работает с самыми крупными режиссерами новой драмы: Серебренниковым, Григорьяном, Квятковским). В главной роли заявлен сам Вениамин Смехов, а также Светлана Брагарник, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Александра Ревенко и другие звезды труппы.

ФОТО: ЛАРИСА ГЕРАСИМЧУК; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий