«Топливо»
«Pop-up театр», Санкт-Петербург, на сцене театра «МОСТ»

Документальный спектакль Семена Александровского, больше похожий на остроумный мастер-класс по раскрепощению сознания, основан на интервью драматурга Евгения Казачкова со всемирно известным IT-предпринимателем Давидом Яном — разработчиком системы электронных словарей Lingvo и программы распознавания текстов FineReader. В центре внимания режиссера — новый способ донесения текста: на сцене всего один актер, который рассказывает биографию своего героя, периодически обращаясь к собственному изображению на видеоэкране. 

Если не концентрироваться только на этом остроумном трюке, можно узнать десяток-другой любопытных подробностей из жизни больших ученых. Зачем они, например, верят в силу цифры 8 или как именно страдают от депрессии. Про веселое поступление в физтех, красивую мечту о всеобщем счастье и нелепую первую любовь тоже будет. И ничего, что дальше номинации на «Золотую маску» дело не пошло: спектакль обожают зрители обеих столиц, билеты на «Топливо» расходятся как горячие пирожки.

2 июня

Fugit («Побег»)
Театр Kamchatka (Испания, Барселона)

Променад-спектакли становятся все популярней. Впервые в Москву приезжает испанский уличный театр Kamchatka, в чьем послужном списке 26 стран с фанатами и 350 дивных представлений. Спектакль Fugit («Побег»), собравший ворох наград и международное признание, специально адаптировали для московских показов. 

Что мы увидим? Идеальный site-specific-театр. Театр, вырастающий из микросреды и исследующий городское пространство. Зрители встретятся в заброшенном доме и вместе с десятью героями, решительно настроенными сбежать от обыденности, отправятся по провокационному маршруту. Обещаны «островки рая» в центре шумной столицы, тайные дома, школьные закоулки, беседы с прохожими и еще много чего странного для любого, кто привык к собственному городу и себе в нем. 

Готовьтесь не только радоваться и удивляться. Есть большая вероятность того, что придется испытать чувство растерянности и смущения. Словом, скучно не будет. По просьбе театра Kamchatka точный адрес и точка сбора зрителей становятся известны только после покупки билета.

18, 19 июня (по два спектакля в день, в 15:00 и 20:00)

«Мамаша Кураж»
«Мастерская Петра Фоменко»

Эпический театр Брехта в исполнении фоменок — это что-то новенькое. Культовую пьесу про Тридцатилетнюю войну в Германии и всеобщую ненависть как нормальное состояние общества поставил молодой режиссер Кирилл Вытоптов. В союзе со сценографом Наной Абдрашитовой он уже успел собрать восторженную прессу и завоевать зрительскую любовь спектаклями «В ожидании Годо» в «Мастерской» и «ГенАцид» в «Современнике». 

Теперь Кириллу доверилась лучшая драматическая труппа столицы. В главной роли зарабатывающей на войнах маркитантки Анны Фирлинг по прозвищу Мамаша Кураж — рыжекудрая Полина Кутепова. Ее дочь, немую Катрин, играет Ирина Горбачева, молодая актриса с миллионом подписчиков в Instagtam. Будут ли они петь зонги на немецком? Пока секрет. Торопитесь за билетами. 

 20, 22 июня

 

«Психоз»
Электротеатр Станиславский

Фото: Анна Белякова

Самая интригующая премьера лета — спектакль по знаменитой пьесе британского драматурга Сары Кейн, всю жизнь страдавшей маниакально-депрессивным психозом. В 1998 году она решилась на самоубийство, дописала последнее предложение и ровно в 4:48 повесилась в ванной. С тех пор разгадать пьесу, давшую начало новой театральной эстетике (к слову, критики сравнивали просмотр ее постановок с «окунанием головы в помойное ведро»), пытаются многие режиссеры. 

Электротеатр пошел дальше. Московский «Психоз» ставят люди, условно говоря, нетеатральные: кинорежиссер Александр Зельдович и завсегдатаи Венецианской биеннале арт-группа AES+F. В спектакле занято 19 актрис разного возраста (среди них неподражаемая Елена Морозова), вместе они образуют хор внутренних голосов женщины-самоубийцы. Диапазон интонаций — от иронии до истерики, от дисфории или депрессии до лирики и сарказма, фарса и гротеска. Видеоряд наполнен образами архетипического женского тела, крови, молока, черного снега, психоделических цветов и насекомых. Частью реквизита в спектакле будут таинственные латексные объекты и парики. Сам Зельдович обещает зрителю «пляску смерти; трагическое — это всегда дробь, где в числителе — рок, в знаменателе — человек, а в остатке каждому — по его вере». 

22–25 июня

«Сахар»
Театр «Практика»

Плохая новость: Иван Вырыпаев больше не является художественным руководителем театра «Практика» и переезжает жить в Польшу. Хорошая новость: спектакли Ивана по-прежнему будут идти в столице. Но «Сахар» — исключение, в июне его покажут в последний раз. 

Под кавер-версии хитов The Beatles, «Иванушек Int.» и чего-то неопределяемого драматург с мировым именем танцует (!) и нараспев произносит сверхпозитивные тексты собственного сочинения. О любви, Вселенной и комфортном существовании в мегаполисе. Выходит презабавно (в какой-то момент Иван и находящиеся с ним рядом Казимир Лиске и Иван Макаревич наряжаются гигантскими муравьями). Правда, если внимательно слушать, выражение «жизнь — полный сахар» в какой-то момент приобретет прямо противоположный смысл. Ну а что за Вырыпаев без издевки над миром сытых и довольных жизнью жителей мегаполиса? На видеоэкранах тем временем бежит электронная радуга, взрываются электронные фейерверки, сыплет электронный косой дождь.

26–28 июня

Текст Наталья Витвицкая