5 лучших спектаклей июля

Возьмите за правило раз в месяц ходить в театр. Какие спектакли обязательны к просмотру в июле — в нашем традиционном обзоре.

«ЗОЛУШКА»

БАЛЕТ НЮРНБЕРГА (ГЕРМАНИЯ) НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМ. МОССОВЕТА, 6–9 ИЮЛЯ

Радикальная версия испанского хореографа Гойо Монтеро (в прошлом ведущего солиста лучших танцевальных коллективов мира, а ныне худрука Нюрнбергского балета) к Шарлю Перро отношения имеет мало. Здесь уместнее вспомнить романтика Гофмана или братьев Гримм с их мрачными сюжетами и нелюбовью к хеппи-эндам. История обходится без хрустальных туфелек, а главная героиня — практически без ног. Злая мачеха заставила Золушку жить прямо в камине, тем самым отучив ее двигаться, как все люди. Новая героиня передвигается на руках, демонстрируя не танец, но акробатические трюки. Неслучайно эта роль досталась японской приме Саяки Кадо, которую критики окрестили самой экспрессивной танцовщицей современности. Словом, счастливой сказки ждать не приходится, а вот мрачного действа с гипнотической картинкой (костюмы и сценография спектакля выше всяких похвал) — определенно.

«ТРИ СЕСТРЫ»

МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО, 14 ИЮЛЯ

Драматичный спектакль из золотого фонда самого залюбленного театра столицы. Покойный Петр Наумович Фоменко Чехову всегда предпочитал Пушкина или Островского, но для «Трех сестер» сделал исключение. Получилось, как всегда у классика, солнечно и нежно (спектакль — обладатель двух «Золотых масок» и еще кучи наград). Никаких депрессий, безнадежности и прочего декадентства. Сестры (а заодно и Наташа) в образцовом исполнении главных фоменковских актрис Полины и Ксении Кутеповых, Мадлен Джабраиловой и Галины Тюниной молоды и прекрасны, мечтают о любви и семейном счастье. Их мир выглядит обжитым раем, несуществующим и оттого еще более манящим.

Хрестоматийный текст на глазах «распускается» очаровательными деталями. Дрожат улыбки, шуршат шаги, робко звучат переборы гитар, звучат за окошком ряженые. И, конечно, чудный реквизит: черно-белые фотографии в рамочках, старинные детские коляски и фарфоровые куклы. Знаменитое фоменковское театральное кружево во всей красе.

«ЦИНИКИ»

ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА, 17 ИЮЛЯ

Единственная постановка незаслуженно забытого романа Анатолия Мариенгофа (имажиниста и близкого друга Сергея Есенина) и редкий пример суперуспешного режиссерского дебюта. Сергей Аронин — ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова — смог найти нужные решения для постановки новаторского текста. «Циники» написаны как полноценный киносценарий: разрозненные фрагменты действия скрепляются по принципу монтажа — прямая речь чередуется с документальными цифрами, дневниковыми записями, диалогами и воспоминаниями. Грандиозное историческое полотно прорастает через пронзительную историю любви историка Владимира (отличная работа Алексея Трофимова) и роковой красавицы Ольги (фактура Евгении Крюковой привносит чувственности), стихи Маяковского и кинохронику 1920-х. Сумятица революционной истории и зыбкость человеческих отношений — две равноправные темы. Впрочем, в финале революция решительно побеждает чувства, цинизм становится новой религией. Отдельный плюс спектакля — аутентичные костюмы.

«ЛОЖНЫЕ ПРИЗНАНИЯ»

ТЕАТР «ОДЕОН» — ТЕАТР ЕВРОПЫ (ФРАНЦИЯ) НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМ. МОССОВЕТА, 13–17 ИЮЛЯ

Заключительный аккорд Чеховского фестиваля — спектакль с самой Изабель Юппер в главной роли. В принципе, ее имени на афише уже достаточно, чтобы не медлить с покупкой билетов. У Юппер безупречная репутация и признанный всеми критиками планеты дар великой трагической актрисы. Но «Ложные признания» — не одна только икона французского кино. Это еще и ювелирная режиссура швейцарца с мировым именем Люка Бонди.

В основе спектакля — комедия Пьера Мариво о внезапной любви разорившегося дворянина Доранта (красавчик Луи Гаррель) к богатой вдове Араминте. Действие перенесено из XVIII века в XXI. Араминта сегодня — французская бизнесвумен. Несмотря на это, спектакль — торжество старого театра, качественного, но немного скучноватого. Впрочем, вы вряд ли где-то еще услышите, как изысканно и манерно разговаривают друг с другом французские влюбленные, и увидите костюмы Dior на театральной сцене. Посыл у спектакля, признанного в Париже номером один, неожиданный: Мариво написал о торжестве светлого чувства, Бонди поставил спектакль о том, как оно опасно.

«МЕДЕЯ»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. СТАНИСЛАВСКОГО И НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО, 29 ИЮЛЯ

Опера Луиджи Керубини об обманутой колхидской царевне-детоубийце получила неслыханную популярность благодаря исторической постановке Маргариты Вальман и фильму Пазолини с Марией Каллас в главной роли. Режиссер Александр Титель выбрал эту же редакцию (на итальянском) для премьеры текущего сезона. Риска несоответствия не было, в МАМТе есть своя собственная Каллас — сопрано экстра-класса, суперзвезда мирового уровня Хибла Герзмава. В образе разъяренной женщины, одержимой идеей мести отцу своих детей и в итоге эту месть осуществляющей, артистка смотрится весьма органично. Финальное третье действие оперы — и вовсе ее бенефис. Действие кровавого мифа перенесено в XX век, отсюда армейские ботинки на героине, тетраподы в качестве единственного элемента декораций и пистолет как орудие убийства. Аналогии очевидны: новая Медея живет во время крушения правительств, ее реальность — это терроризм и черные вдовы. Колесо ненависти раскручивается стремительно и губит все живое.

ФОТО: ЕКАТЕРИНА ЦВЕТКОВА (1), ЛАРИСА ГЕРАСИМЧУК (1), ЕЛЕНА ЛАПИНА (3), ОЛЕГ ЧЕРНОУС (4), АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБ.

ТЕКСТ НАТАЛЬЯ ВИТВИЦКАЯ

Интервью
Добавить комментарий